Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.
продолжениеВысасывающие жизнь
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен. Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит: «Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных. Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур.
Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники века назад и в наше время. Примеры? Пожалуйста.
Рембрандт, один из величайших мастеров кисти. Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по «Данае», «Флоре» и другим бессмертным картинам. Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый — Титус — дожил лишь до 27 лет. Вторая жена — Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.
Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.
Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена — красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь. Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей. Вскоре Елена... похоронила своего супруга. Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от «вытягивания» жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.
Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины. Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова Тройка. Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику.
И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет — это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет — более мощная структура.
Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост. На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем, у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.
«К показу запретить!»
Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне «Девушка, освещенная солнцем» (в народе ее называют «Девушка с персиками»).
Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины «Дама в голубом».
Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены — известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденное уродство. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.
Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить.
Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения. Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он, неожиданно для себя, остановился у «Джоконды» и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо — знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.
Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой, и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни. Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с «Джокондой», будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.
Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению «Джоконды». Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир — да и только!
Долгие месяцы мучался над своей картиной «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… » и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой.
Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...
Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем «Иван Грозный» был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: «Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину».
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.
Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины. Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом. Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.
Хранитель квартиры
Спрашивается, как избежать картин, насыщенных сильной энергетикой, тем людям, которые все-таки имеют склонность приобретать в дом старинные вещи? Искусствоведы и парапсихологи обычно дают следующие рекомендации.
Покупатель должен помнить, что приобретение картины в дом — ответственный шаг, так как практически любая картина имеет свой магнетизм, который определенным образом будет воздействовать на психику человека. И именно поэтому лучше всего приобретать пейзажи, натюрморты, полотна художников-маринистов.
Также абсолютно безопасны для психического здоровья полотна французских импрессионистов и экспрессионистов.
Не стоит заказывать собственные портреты. Связь между портретом и оригиналом всегда существует. И не дай бог с картиной что-то случится: связь каким-либо образом обязательно проявится!
Что же касается картин-портретов чужих людей, то при их покупке следует обязательно обращать внимание на глаза. Если они хорошо прорисованы, лучше выбрать картину попроще. Ведь, в основном, портрет магнетизирует глазами, реже руками. Такова сверхзадача любого художника.
… Алексей П. — молодой московский бизнесмен. Недавно он решил для дружеских пирушек снять себе квартиру.
«Для начала я обратился в одно из агентств по торговле недвижимостью, но меня не устроила цена, — рассказывает Алексей. — Не выбрав ничего, покинул «контору» и заметил, что возле двери трется какой-то подозрительный мужичок. Одет очень неопрятно. Бомж? Он и предложил мне квартиру внаем. Звали его Дмитрием. Мы поговорили — оказалось, что незнакомец уезжает к себе на родину в Ижевск, так как какие-то неприятные воспоминания связаны у него с Москвой.
Пока ехали «на хату», Дмитрий рассказал, что раньше работал на заводе, потом попал под сокращение и теперь уже год работает охранником на каком-то складе. Квартира Николая была на первом этаже, двухкомнатная, со старенькой дешевой мебелью. Мы договорились о сумме и ударили по рукам. Но Дмитрий поставил необычное условие: деньги за аренду квартиры я должен сам перечислить в Ижевск. Я пообещал и больше хозяина не видел...
Сменив в квартире всю обстановку, я оставил нетронутой только картину, на которой был нарисован какой-то лес с огромными деревьями. Причем у меня было странное ощущение, будто за деревьями кто-то прячется.
В ближайший выходной устроил с друзьями новоселье. Мы выпили и стали разговаривать о делах коммерции. И вдруг один из моих приятелей вскрикнул. Мы вздрогнули и притихли — тут и я ясно услыхал — кто-то ходит в комнате, где висела картина! Я вошел туда. Картина висела на прежнем месте, и в комнате не было ни души...
Где-то недели через две в одну из ночей я проснулся от страшного крика опять же в соседней комнате. Вбежав туда, я увидел, что у открытой балконной двери валялся какой-то мужик с бледным, как полотно, лицом. А в воздухе, как мне показалось, таял силуэт человеческой фигуры...
Незнакомец вскоре пришел в себя и признался, что он вор-форточник и попросил отпустить его «из этой чертовой квартиры», посулив за беспокойство крупную сумму. По его словам, когда он влез с балкона в комнату, то почувствовал, что на него кто-то пристально смотрит. Взор его упал на картину на стене — оттуда, не моргая, на него с ненавистью глядела пара красных глаз! От страха «форточник» лишился чувств.
После этого случая я решил, что хватит с меня приключений и мистики, и надумал съезжать с этой квартиры. Постарался найти Дмитрия, чтобы получить часть своих денег обратно. В РЭУ меня ждало новое открытие. Да, подтвердили там, в этой квартире жил Дмитрий, работал охранником на складе. Там его ночью бандиты и зарезали. Его жена, погоревав, уехала с сыновьями к матери в Ижевск. Пока не возвращалась. Квартира так и числится за ними».
Московский экстрасенс Николай Конь прокомментировал эту историю следующим образом. Оказывается, есть специальные духи — хранители дома. «Живут» они в «охранных» вещах — талисманах. Видимо, жена погибшего и повесила такой талисман — картину, чтобы она охраняла квартиру в ее отсутствие. Либо же сам Дмитрий с того света является через этот талисман в мир живых...
МИСТИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ КАРТИН
Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.
продолжение
продолжение